Персонаж Квизи
( создатели — издательство «Оксфорд Юнивёсити Пресс»)
На семинаре, который проводили специалисты издательства «Оксфорд Юнивёсити Пресс», нам представили забавного персонажа для занятий по английскому языку с маленькими детьми – зелёненькое существо по имени Квизи. Сначала, я подумала, что это улитка, точнее, «улитёнок», но оказалось, что Квизи – инопланетянин. Интересно было сравнить его и Спота (об использовании собачки-персонажа по имени Спот на уроках английского языка в детском саду читайте здесь). В отличие от Спота, Квизи практически не разговаривает на занятиях! Зато у него очень богатая жестикуляция (кукла, как и Спот, надевается на руку, у неё есть ручки и ножки). Но он прекрасно понимает английскую речь. Преподаватель говорит с Квизи только на английском языке.
Создатели Квизи советуют преподавателю хорошенько потренироваться «управлять» Квизи до того, как знакомить с ним детей – брать с его помощью различные предметы, двигать его руками и головой. Следует подумать, как его движения могут передать особенности его характера. Можно порепетировать перед зеркалом. Задача учителя – создать иллюзию, что Квизи может видеть и слышать, что он понимает всё, что учитель и дети говорят ему по-английски. Например, при разговоре с Квизи преподаватель может повернуть его к себе лицом, для того, чтобы создать у детей ощущение, что Квизи внимательно слушает.
Можно заранее подготовить детей к встрече с Квизи. Например, показать сначала его фотографию и прочитать письмо от него, в котором он сообщает, что очень хочет познакомиться и подружиться с ребятами. Ребятам следует рассказать, откуда он приехал и объяснить, что Квизи понимает только по-английски. Его можно принести в класс в коробке. Вылезать из неё он может медленно, оглядываясь. Он может помахать рукой, приветствуя ребят. Можно даже отвести для «дома» Квизи уголок в комнате, где проходят занятия с детьми. Полезно также накапливать в «доме» Квизи различные предметы, которые могут одновременно служить наглядными пособиями для усвоения новых лексических единиц.
Урок с участием Квизи можно начинать так: “Where’s Quizzy?” Учитель вместе с детьми подходит к «дому» Квизи и достаёт куклу. Можно прятать Квизи под столом, откуда он может выглядывать и махать рукой, приветствуя детей. Дети приветствуют его в ответ. По совету разработчиков куклы, когда дети привыкнут к Квизи, можно разрешать кому-либо из детей в начале урока надевать Квизи на руку, приветствуя других детей. (В этом ещё одно отличие Квизи от Спота – Спот остаётся для детей загадкой, я не разрешала детям его надевать.)
При повторении пройденного материала можно попросить детей рассказать Квизи, что они запомнили из предыдущего урока. Если дети затрудняются с ответом, учитель может обратиться за помощью к Квизи: “Do you remember, Quizzy?” В этой ситуации Квизи может выбрать и показать соответствующую картинку в качестве ответа. Если дети отвечают правильно, Квизи хлопает в ладоши или одобрительно кивает. Но вообще-то Квизи вовсе не немой))) – он может шептать правильный ответ на ухо учителю. (Спот тоже иногда шепчет, но в остальное время учителю приходится говорить за него тоненьким голосом.)
Для перехода к выполнению того или иного задания можно спросить Квизи: “What would you like to do today? Would you like to …?” Квизи, разумеется, энергично кивает, после чего учитель переходит к выполнению задания с детьми. Если на занятии используется учебник, Квизи может показать детям требуемую страницу с упражнением. С помощью Квизи можно даже обучать детей письму — в комнате, где проходит занятие, ставится «почтовый ящик» (коробка с прорезью), куда дети могут опускать открытки для Квизи.
В целом, я заметила, что Квизи — более покладистый, чем Спот (ясное дело — ведь Квизи почти всегда молчит и лишь жестикулирует. Спот же частенько балуется, не слушается учителя (возможно, подавая отрицательный пример детям))), «командует», в какие игры играть, какие песни петь и т.п (тут сказывается личность преподавателя, дети иногда говорили мне «А что это Ваш Спот тут раскомандовался?»)).
Конечно, выбор персонажа — дело очень ответственное — как корабль назовешь, так он и поплывёт. Главное, чтобы он нравился Вам, в этом случае он обязательно понравится детям.
Кандидат филологических наук И.А. Мурзинова